1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи (далее – Положение) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Нижнетуринского городского округа детский сад «Чебурашка» (далее ДОО), регламентирует деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных). 1.2. Задачами ДОО по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. 2. Порядок оказания логопедической помощи в ДОО 2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ 1. 2.2. При оказании логопедической помощи ДОО ведется документация согласно приложению 1к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется локальным нормативным актом ДОО, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи. Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ДОО, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 1) количества воспитанников, имеющих заключение психолого–медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для воспитанников с Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 1 ограниченными возможностями здоровья2 (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) - 12 3 указанных воспитанников; 2) количества воспитанников, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников; 3) количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом ДОО, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (приложения № 2 и 3 к Положению). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование воспитанников по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). 3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 2 устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 и 2.5 Положения. 2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя ДОО. 2.7. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы ДОО4. 2.9. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям (приложение № 4 к Положению). 2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю5за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". 5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". 4 трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников ДОО, родителей (законных представителей)), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: постоянно действующие консультативные службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников ДОО; информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов ДОО. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать ДОО, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения. Для детей, получающих образование вне ДОО (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих ДОО, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов»6; 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 "Об утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений". 6 программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме подгрупповых и индивидуальных занятий); 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме подгрупповых и индивидуальных занятий); 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОО. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в 7 соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин; для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин; для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек; 3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 7 программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной ДОО. Приложение N 1 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 1. Рабочая программа. 2. Годовой план работы учителя-логопеда. 3. Циклограмма деятельности учителя-логопеда. 4. График работы логопедического пункта. 5. Расписание логопедических занятий. 6. Справка о зачислении воспитанников на логопедический пункт и их отчислении. 7. Речевые карты воспитанников, получающих логопедическую помощь. 8. Журнал движения воспитанников, занимающихся на логопедическом пункте. 9. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 10. Журнал состояния звукопроизношения воспитанников. 11. Отчет по результатам работы логопедического пункта за учебный год. 12. Паспорт логопедического пункта. Приложение N 2 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Заведующему МАДОУ НТГО детского сада «Чебурашка» __________________________ ФИО руководителя Согласие родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедической диагностики воспитанника Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) являясь родителем (законным представителем) воспитанника (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается воспитанник, ______________________________________________________________________________ дата (дд.мм.гг.) рождения) __________________________________________________________________ выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. « _____» ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение N 3 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Заведующему МАДОУ НТГО детского сада «Чебурашка» _________________________________ ФИО руководителя _________________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, ________________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) воспитанника __________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем)воспитанника (нужное подчеркнуть)_______________________________________________________ (ФИО, группа, в которой обучается воспитанник, __________________________________________________________________ дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого–медико-педагогической комиссии/психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). «____» ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Обязуюсь выполнять следующие требования: Выполнять рекомендации учителя – логопеда в индивидуальной тетради ребенка. Поставленный учителем–логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка. По приглашению учителя–логопеда посещать консультации, родительские собрания, открытые мероприятия. В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции иметь не буду. Для осуществления коррекционной работы с Вашим ребенком логопед имеет право брать ребёнка с любых видов деятельности. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение N 4 к Положению об оказании логопедической помощи в МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.