Положение о нормах профессиональной этики ПР

1

педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и
проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.
1.3. Настоящее Положение разработано с целью:
 повышения доверия граждан к Учреждению;
 установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических
работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей
профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных
обязанностей;
 содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических
работников Учреждению;
 регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических
работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
 воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего
нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
1.4. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах
морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
1.5. Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого
педагогического работника Учреждения и обязательным критерием оценки качества его
профессиональной деятельности.
1.6. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для
соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от
педагогического работника Учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с
настоящим Положением.
1.7. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в Учреждение, вправе, изучив содержание настоящего Положения,
принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в Учреждении.
2. Этические начала педагогической деятельности
2.1. Профессиональным долгом педагогического работника является приоритет интересов
педагогического процесса над личным интересом, так как педагогический работник Учреждения
наделен полномочиями воспитывать будущих граждан страны.
2.2. Педагогический работник Учреждения не имеет морального права игнорировать или
нарушать требования действующего законодательства, норм общественной морали, интересов
воспитанников, родителей (законных представителей).
2.3. Педагогический работник наряду с правовой ответственностью за дисциплинарные
проступки, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную
ответственность.
2.4. Нравственной обязанностью педагогического работника Учреждения является достижение
такого уровня добросовестного отношения к работе, профессионализма и компетентности,
соблюдения требований трудовой дисциплины, который обеспечивает эффективную реализацию
должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма педагогической
деятельности.
2.5. Элементом профессиональной этики педагогического работника должно быть глубокое
убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод всех участников
образовательного процесса являются основополагающими нормального функционирования
Учреждения.
2.6. Педагогический работник по своим убеждениям обязан быть терпимым (толерантным),
уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных
народностей, этнических групп; бережно относиться к государственному языку Российской
Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации
2

обучающихся (далее – воспитанников) по признакам национальности, расы, пола, социального
статуса, возраста, вероисповедания.
2.7. Нравственные требования к педагогическому работнику выходят за пределы его трудовой
деятельности. Педагогический работник, как при исполнении трудовых обязанностей, так и вне
стен Учреждения, должен воздерживаться от поступков, высказываний, действий, наносящих
ущерб авторитету Учреждения и моральному облику педагогического работника.
2.8. Педагогический работник в любой ситуации обязан сохранять чувство собственного
достоинства, поддерживать имидж Учреждения, заботиться о своей чести и добром имени,
избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при
решении вопросов, касающихся педагогического процесса.
2.9. Педагогический работник не может допускать пристрастность в процессе исполнения
должностных обязанностей, должен быть свободным от влияния общественного мнения и других
способов влияния, от опасений критики его трудовой деятельности, если он действует в
соответствии с принципом справедливости, соблюдении прав и свобод воспитанников.
2.10. Этикет педагогического работника требует в общении с воспитанниками, родителями
(законными представителями), коллегами по работе, как при исполнении своих трудовых
обязанностей, так и во внерабочих отношениях, соблюдать общепринятые правила поведения;
демонстрировать вежливое, корректное обращение, выдержанность, беспристрастность,
принципиальное стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение спокойно
выслушать и понять иную позицию или точку зрения; продемонстрировать равное отношение ко
всем, взвешенность, обоснованность и аргументированность высказываний и принимаемых
решений.
2.11. Этикет педагогического работника направлен на искоренение и нейтрализацию таких
негативных явлений как грубость, неуважительное отношение к окружающим, воспитанникам,
коллегам, эгоизм, излишнюю амбициозность, равнодушие, личная нескромность,
неразборчивость в выборе методов обучения и злоупотребления трудовыми правами.
3. Нормы профессиональной этики
3.1. Педагогический работник служит для воспитанника образцом тактичного поведения, умения
общаться, внешнего вида, уважения к собеседнику, поведения в споре, справедливости, ровного
и равного отношения ко всем участникам образовательных отношений.
3.2. Педагогический работник:
 не имеет права отождествлять личность воспитанника с личностью и поведением его
родителей (законных представителей);
 воспитывает детей на положительных примерах;
 является для воспитанников примером пунктуальности и точности;
 помнит, что по поведению отдельного педагогического работника воспитанники и
родители (законные представители) судят об Учреждении в целом;
 эффективно использует научный потенциал для решения образовательных и
воспитательных задач;
 совершенствует теоретические знания и практические навыки педагогического
мастерства, в том числе касающиеся норм нравственности,
 не допускает пренебрежительных отзывов о деятельности своего Учреждения или
проведения необоснованные сравнения его с другими Учреждениями.
3.3. Педагогическому работнику запрещается:
 передача персональных данных о воспитаннике и его родителях (законных
представителях) третьей стороне без письменного разрешения родителей (законных
представителей);
 разглашение сведений о личной жизни воспитанника и его семьи;
 унижение в любой форме воспитанников и их родителей (законных представителей);
3

 использование
выражений,
осуждающих
поведение
родителей
(законных
представителей);
 выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний
педагогического совета, совещаний и т. п.;
 обсуждение с родителями (законными представителями) методику работы, выступления,
личные и деловые качества своих коллег - педагогов, работников администрации;
 манипулирование воспитанниками и родителями (законными представителями) для
достижения собственных целей;
 повышать голос, кричать на воспитанников, родителей (законных представителей),
работников Учреждения;
 допускать грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
 терять терпение и самообладание в любых ситуациях;
 высказывать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия,
препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;
 нарушать требования федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования;
 допускать в общении с коллегами, родителями и воспитанниками ненормативную
лексику;
 курить на территории Учреждения;
 сравнивать материальное положение семей воспитанников;
 сравнивать результаты развития воспитанников в группе;
 допускать оскорбления воспитанниками и их родителями (законными представителями)
друг друга в присутствии педагога;
 допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство воспитанников
независимо от его возраста;
 проявлять лесть, лицемерие, назойливость, ложь и лукавство;
 допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или религиозной
принадлежности воспитанника;
 применять по отношению к воспитанникам меры физического или психологического
насилия над личностью;
 допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся физических
недостатков обучающегося;
 выставлять (удалять) воспитанника с непосредственно образовательной деятельности, в
случае если воспитанник дезорганизует работу группы;
 посягать на личную собственность воспитанника;
 определять учебные нагрузки, превышающие нормы предельно допустимых нагрузок,
предусмотренных действующим законодательством для воспитанников в соответствии с
возрастом.
4. Основные требования поведения (этикета) педагогических работников
4.1. Нравственным долгом педагогического работника должны быть: добросовестное исполнение
своих трудовых обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным,
поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, знать и правильно применять в сфере
своих полномочий действующее законодательство, нормативно-правовые акты, нормы морали и
нравственности.
4.2. Педагогическая этика запрещает публично, вне рамок педагогической и научноисследовательской деятельности подвергать критике деятельность руководящих и других
работников Учреждения, а также решения вышестоящих организаций, в том числе Учредителя.
4

4.3. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство,
присущие их деятельности.
5. Дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения
5.1. За нарушение норм профессиональной этики на виновного педагогического работника может
быть наложено дисциплинарное взыскание.
5.2. На каждой стадии рассмотрения любого дисциплинарного вопроса каждому
педагогическому работнику обеспечиваются достаточные гарантии, в частности:
 право быть информированным в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об
основаниях для этих претензий;
 право на ознакомление со всеми материалами по данному делу;
 право на защиту лично или через представителя по своему выбору, с предоставлением
педагогу достаточного времени для подготовки защиты;
 право быть информированным в письменном виде о принятых по его делу решениях, а
также о мотивах этого решения.
5.3. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками,
приоритетным является учет интересов Учреждения в целом.
6. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики
6.1. Учреждение стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации
педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм
профессиональной этики педагогических работников.
6.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
установленные разделом 3 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в
Учреждении, осуществляющей образовательную деятельностью в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 4,
статья 45.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым
спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской
Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах – гражданским
процессуальным законодательством Российской Федерации.
6.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование
нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений.
6.4. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав
комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в
обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной
организации Учреждения.
6.5. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
законодательству Российской Федерации и/или нежелания педагогического работника по какимлибо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».