УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Чебурашка» 2024 -2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план МАДОУ НТГО детского сада «Чебурашка» является локальным нормативным документом, регламентирующим требования к организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности Учебный план МАДОУ НТГО детского сада «Чебурашка» разработан в соответствии с: Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года (далее – ФГОС ДО); Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства Просвещения России от 25 ноября 2022г. № 1028, зарегистрированной в Минюсте России 28 декабря 2022г., регистрационный номер 71847 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020г. № 32; Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 29.01.2021г № 62296; Уставом МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» Образовательной программы МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка». Программой развития МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» на 2022-2027г.г. Локальных актов МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка». Учебный план МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка»: сформирован согласно потребностям детей и их родителей (законных представителей), с учетом имеющегося в МАДОУ материально-технического, кадрового и программно-методического обеспечения; обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста; обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства; обеспечивает охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие; обеспечивает познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей. При формировании Учебного плана на 2024-2025 учебный год соблюдены требования нормативно-правовых документов Министерства Просвещения РФ в части: реализации Федерального государственного образовательного стандарта ДО; наименования образовательных областей, непосредственной образовательной деятельности; оформления. Основные направления содержания образования по образовательным областям (далее – ОО): познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости (содержание учебного плана соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); единством воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; решением программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построением образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте: (ФГОС п. 2.7.) предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность; для детей дошкольного возраста: игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная деятельность (овладение основными движениями). План составлен на учебный год – со 01.09.2024г. по 31.05.2025г. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение рекомендуемого количества непрерывной образовательной деятельности (далее НОД) на изучение каждой образовательной области. Объем учебной нагрузки определен в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - для детей в возрасте 1 - 3 года непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществлять НОД в первую и во вторую половину дня (8 - 10 минут). В теплое время года НОД осуществляется на свежем воздухе, во время прогулки. - для детей в возрасте 3 - 4 года максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ составляет 2 часа 45 минут. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе не превышает 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляют не менее 10 минут. - для детей в возрасте 4 - 5 лет составляет 4 часа. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. - для детей в возрасте 5 - 6 лет составляет 6 часов 15 минут. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня старшей группе не превышает 45 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми 5-6 лет может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. - для детей в возрасте 6-7 лет составляет 8 часов 30 минут. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе не превышает 1,5 часов. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6-7 лет может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 -30 минут в день. Формы организации занятий: с 1 до 2 лет и с 2 до 3 лет – подгрупповые, с 3 до 7 лет - фронтальные. Организация жизнедеятельности в ДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Деятельность учителя-логопеда ДОУ строится на основании Положения о логопедическом пункте. Коррекционная НОД проводится с детьми 5-7 лет. Время, отведенное на индивидуальную непосредственно образовательную деятельность с ребенком от 15 – 20 минут; подгрупповую – 25-30 минут. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, является дополнением к обязательной части образовательной программы дошкольного образования составляет не более 40% от общей учебной нагрузки. Обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» и расширение области образовательных услуг для воспитанников. Непосредственная образовательная деятельность части, формируемой участниками образовательных отношений - «Лего-развивашки» (для детей 4-6 лет), «Фитболгимнастика» (для детей 5-7 лет), «Степ-аэробика» (для детей 4-5 лет), проводятся не за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, их количество и длительность соответствовали СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет: - для детей 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 20 минут; - для детей 6-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут; Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводились в первую половину дня и дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей, указанная непосредственно образовательная деятельность сочеталась с занятиями по ФИЗО и музыкальными занятиями. Домашние задания детям не предусмотрены. Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включали оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и психосоциального развития детей. К ним относятся физкультурный и музыкальный залы, кабинет учителя-логопеда, бассейны. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей, составляется в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, реализуемой образовательной программы МАДОУ в группах общеразвивающей направленности. Оздоровительная работа в МАДОУ осуществляется на основе данных состояния здоровья, уровня психофизического развития детей. Таким образом, Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Чебурашка» позволяет создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Способствовал формированию основы базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, что способствует достижению целевых ориентиров дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Чебурашка» на 2024 – 2025 учебный год. Количество в неделю Обязательная часть Первая группа Вторая Младшая Средняя Старшая Подготовительная группа группа группа группа раннего группа раннего возраста (3-4 (4-5 (5-6 лет) (6-7 лет) возраста года) лет) (2-3 (1-2 года) года) Федеральный компонент Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие 1 1 1 Формирование элементарных математических представлений - - 1 1 1 2 1 2 ½ (через 1 2 2 ½ (через 1 ½ (через Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи - 1 неделю) Чтение художественной литературы - 1 ½ (через неделю) неделю) неделю) Подготовка к обучению грамоте - - - - - 1 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность: - рисование - 1 1 1 2 2 - лепка - 1 ½ (через ½ (через ½ (через ½ (через неделю) неделю) ½ (через ½ (через неделю) неделю) неделю) неделю) - аппликация - - ½ (через неделю) ½ (через неделю) Конструктивномодельная деятельность - 1 - - 1 1 Музыкальная деятельность 2 2 2 2 2 2 Образовательная область «Физическое развитие» Физическая культура 2 3 3 3 3 Развитие движений 2 - - - - - Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 3 - - - - - Игры – занятия со строительным материалом 1 - - - - - Игры – занятия с дидактическим материалом 2 - - - - - ИТОГО: 10 10 10 10 13 14 Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Нижнетуринского городского округа детский сад «Чебурашка» на 2024 – 2025 учебный год. Количество в неделю Обязательная часть Первая группа Вторая Младшая Средняя Старшая Подготовительная группа группа группа группа раннего группа раннего возраста (3-4 (4-5 (5-6 лет) (6-7 лет) возраста года) лет) (2-3 (1-2 года) года) Федеральный компонент Образовательная область «Познавательное развитие» Познавательное развитие 8 мин. 15 мин. 20 мин. Формирование элементарных математических представлений - - 15 мин 20 мин. 20-25 мин 30 мин 20-25 мин 1 час. Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи - 8 мин. 15 мин. Чтение художественной литературы - 8 мин. Подготовка к обучению грамоте - - 20 мин. 20-25 мин. 30 мин. 20-25 мин. - - Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». - 30 мин. Изобразительная деятельность - рисование - 10 мин. - лепка - 8 мин. - аппликация - Конструктивномодельная деятельность Музыкальная деятельность 15 мин. 20 мин. 50 мин 1 час. - 15 мин. 20 мин. 20 мин. 30 мин. - 8 мин. - - 20 мин. 30 мин. 20 мин. 20 мин. 30 мин. 40 мин. 50 мин. 1 час. 1 час. 1ч. 15 м. 1ч. 30м. Образовательная область «Физическое развитие» Физическая культура 20 мин. 45 мин. Развитие движений 20 мин. - - - - - Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи 24 мин. - - - - - Игры – занятия со строительным материалом 10 мин. - - - - - Игры – занятия с дидактическим материалом 16 мин. - - - - - ИТОГО: 1ч 30м. 1ч 30м. 2ч 30м. 3ч 20м. 5ч. 00м. 7ч.00м Часть Учебного плана, сформированная участниками образовательных отношений, включает в себя: 1. «Лего-развивашки» (1 раз в неделю дети 4-6 лет) Часть, формируемая участниками образовательных отношений группа Количество в неделю Первая группа раннего Вторая группа раннего Младшая группа (3-4 года) Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) Подготовительная группа (6-7 лет) возраста возраста Лего-развивашки ИТОГО: ВСЕГО: (1-2 года) (2-3 года) - - - 20 минут 25 минут 30 минут 20 минут 25 минут 30 минут